Uncategorized

Дефицит компьютерных чипов затруднил автомобильную промышленность


Во всем мире сборочные конвейеры автомобилей затихают, рабочие простаивают, а автостоянки у дилеров выглядят голыми.

Нехватка полупроводников, крошечных, но важных микросхем, используемых для калибровки впрыска топлива в автомобилях, запуска информационно-развлекательных систем или обеспечения мозгов для круиз-контроля, потрясла мир автомобилестроения.

Завод General Motors в Канзас-Сити закрылся в феврале из-за отсутствия чипов и до сих пор не открылся. Mercedes-Benz начал копить фишки для дорогих моделей и временно закрывает заводы, производящие седаны C-класса по более низким ценам. В этом месяце Porsche предупредил дилеров в Соединенных Штатах, что покупателям, возможно, придется подождать еще 12 недель, чтобы получить свои автомобили, потому что у них нет чипа, используемого для контроля давления в шинах.

Французский автопроизводитель Peugeot, входящий в недавно сформированную автомобильную империю Stellantis, зашел так далеко, что заменил в некоторых моделях старомодные аналоговые спидометры на цифровые.

Нарушение не могло произойти в худшее время. Спрос на автомобили сильно восстановился после спада пандемии, и потребители готовы тратить деньги, которые они сэкономили за последний год, стремясь избежать самолетов, совершая поездки. Поставка полупроводников лишает автопроизводителей возможности восполнить потерянные продажи.

«У нас уже есть стабильная ситуация со спросом, которую больше сдерживает проблема полупроводников, чем что-либо еще», – сказал в интервью Ола Каллениус, исполнительный директор Daimler.

Некоторые автопроизводители, такие как Renault, начали сортировать свои чипы, резервируя их для более дорогих моделей, которые приносят больше прибыли. «Мы пытаемся найти разумный способ расставить приоритеты в отношении автомобилей с более высокой рентабельностью», – заявила аналитикам Клотильда Дельбос, заместитель генерального директора Renault.

Некоторым покупателям может посчастливиться забрать домой новую машину, но в ней могут отсутствовать опции, в которых используются специализированные чипы. Porsche сообщила американским дилерам, что в течение нескольких месяцев не сможет поставлять высококлассные сиденья во внедорожнике Macan, которые можно было бы регулировать 18 различными способами, что является популярным обновлением. Необходимые чипы отсутствуют.

Одна из основных причин, по которой автопроизводители не могут найти достаточно чипов, заключается в том, что производители полупроводников отдают предпочтение производителям смартфонов, игровых консолей и другой бытовой электроники, которые, как правило, являются более прибыльными покупателями.

В современной машине легко может быть больше 3000 фишек. Но на автомобили приходится крошечная доля спроса на чипы. Тайваньская компания по производству полупроводников, или TSMC, является одним из немногих производителей разнообразных микросхем, жизненно важных для автомобилестроения, но, по данным немецкой консалтинговой фирмы Roland Berger, в 2020 году на долю автопроизводителей приходилось лишь 3% продаж компании.

Наиболее важными клиентами TSMC являются производители смартфонов, на долю которых приходится половина продаж. Смартфонов намного больше, чем автомобилей. В 2019 году, до того как пандемия разрушила мировую экономику, автомобильные заводы выпустили 93 миллиона автомобилей по сравнению с 1,4 миллиардами производства смартфонов.

В целом, по данным консалтинговой компании IHS Markit, нехватка чипов и другие проблемы в цепочке поставок привели к сокращению производства на 1,3 миллиона автомобилей за первые три месяца года.

Проблема стала проблемой для политических лидеров в Вашингтоне и других столицах.

Питер Альтмайер, министр экономики Германии, недавно обратился к своему коллеге в Тайване, мировом центре производителей полупроводников, и спросил в стольких словах, не может ли тайваньский министр избавиться от нескольких чипов, срочно необходимых немецким автопроизводителям.

Нехватка микросхем «стала серьезной проблемой для производителей, особенно для автомобильной промышленности», – предупредила группа немецких научно-исследовательских институтов в совместном отчете в этом месяце.

Кризис показал не только то, насколько автомобильная промышленность зависит от нескольких поставщиков, но и насколько она уязвима для сбоев. В прошлом месяце менеджеры цепочки поставок содрогнулись, когда ранним утром пожар остановил производство на фабрике, принадлежащей Renesas Electronics, в Хитачинаке, Япония, к северу от Токио. Renesas – важный поставщик микросхем, используемых для контроля работы тормозов, управления усилителем рулевого управления, срабатывания подушек безопасности и для многих других задач.

Погода тоже сыграла свою роль. Штормы в Техасе в начале года привели к временной остановке трех заводов по производству полупроводников. Аналитики IHS Markit предупредили в своем недавнем отчете, что Тайвань переживает сильную засуху. Производство чипов требует большого количества очень чистой воды.

Даже без пандемии и сбоев в цепочке поставок автомобильная промышленность пребывает в смятении. В Соединенных Штатах продажи практически не изменились с начала 2000-х годов. Маржа прибыли невелика. Некоторые крупные автопроизводители могут не пережить переход на электромобили.

«Если бы я был производителем микросхем, я бы не начал инвестировать в новый завод, если бы не получил бесплатные деньги от правительства», – сказал Ман Мохан С. Содхи, который преподает управление цепочкой поставок в бизнес-школе города. Лондонский университет.

Свободные деньги могут быть в пути. В этом месяце Белый дом провел саммит по проблеме нехватки микросхем и предложил выделить 50 миллиардов долларов в фонды инфраструктуры, чтобы обратить вспять сокращение доли производства микросхем, которое происходит на американских берегах. Но новые фабрики микросхем не могут быть построены достаточно быстро, чтобы решить немедленную нехватку.

И если государственные субсидии не убедят их в обратном, производители полупроводников и другие поставщики, скорее всего, построят новые заводы в Китае или рядом с ним, который является крупнейшим автомобильным рынком и, в отличие от США и Европы, неуклонно растет.

Совершенно не ясно, как долго может продлиться голод по чипам. Г-н Содхи сказал, что он подозревал, что производители микросхем преувеличивают нехватку, чтобы получить субсидии от правительств, и что кризис может закончиться через месяц.

Консультанты по автомобильной промышленности в Roland Berger настроены более пессимистично, говоря, что дефицит может продлиться весь год.

В четверг г-жа Дельбос из Renault заявила, что «видимость ухудшается» для определения конца кризиса чипов, «поскольку новости меняются с каждым днем».

Тем временем автопроизводители импровизируют, пытаясь минимизировать ущерб. Подразделение Daimler Mercedes выделяет скудные чипы на свои самые дорогие модели, такие как электрический роскошный седан EQS, представленный компанией в этом месяце, цена которого, как ожидается, будет стоить около 100000 долларов.

Сортировка побудила Daimler временно закрыть заводы в Германии, которые производят седаны C-класса по более низким ценам. Большинство из 18 500 рабочих на заводах уволены до конца апреля, хотя они будут продолжать получать субсидируемую государством оплату за «короткую работу».

Аналогичным образом Volkswagen сократил производство на заводах в Германии, которые производят седаны и другие модели внутреннего сгорания, и на одном в Мексике, где компания производит внедорожники Tiguan для американского рынка. Но завод в Цвикау, Германия, который производит седаны ID.3 и внедорожники ID.4, авангард стремления Volkswagen доминировать на развивающемся рынке электромобилей, по словам компании, не пострадал.

General Motors, которой с начала года пришлось временно остановить производство на полдюжине заводов, в некоторых случаях производила автомобили без электрических компонентов и парковала их до тех пор, пока запчасти не будут доступны. Ford Motor заявила в среду, что из-за нехватки микросхем несколько заводов в США будут простаивать дольше, чем ожидалось.

Автомобильная промышленность и раньше была парализована сбоями в цепочке поставок. Г-н Каллениус вспомнил эпизод, когда ураган обрушился на Пуэрто-Рико и остановил производство на заводе, который, к его удивлению и почти всем остальным, был единственным источником покрытия, необходимого для некоторых видов автомобильной электроники.

У автомобилей есть десятки тысяч деталей и столько уровней поставщиков, субпоставщиков и субпоставщиков, что даже у автопроизводителей возникают проблемы с отслеживанием происхождения каждого компонента.

Экономика отрасли такова, что выживают только поставщики с наибольшим объемом. Более мелкие поставщики, как правило, вымирают, потому что они не могут производить детали или материалы так же дешево, как крупные игроки, в результате чего отрасль зависит, например, от одного или двух производителей топливопроводов высокого давления или определенного специального пластика.

Нынешний дефицит полупроводников может быть не последним. Ожидается, что в ближайшие годы потребность автомобильной промышленности в полупроводниках резко возрастет из-за функций автономного вождения и растущей популярности электромобилей, которые больше зависят от программного обеспечения, чем от двигателей внутреннего сгорания.

Однако г-н Келлениус сказал, что сейчас у него головная боль не от самых сложных чипов. «Нам не хватает самых простых чипов, которые могут стоить всего центы или доллары», – сказал он. «Это удерживает нас от создания продукта стоимостью 75 000 долларов».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *